Четверг, 25.04.2024, 17:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя биологии Данильченко О.В.

Категории раздела
Часы

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

экологичекий всеобуч
11.09.2010, 17:50
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ   ВСЕОБУЧ

                                             «МЕСЯЦ БЕЛЫХ ТРОП»

Тема: Значение голосеменных -  сосны, ели - в экосистемах и практической деятельности человека.

Цель: 1.Способствовать формированию у учащихся представления о важной роли, которую играют хвойные в природе (легкие планеты, очищающие воздух от грязи, вредных микроорганизмов).

           2. Воспитать непримиримость к хищническому отношению к природе, к безжалостному истреблению хвойных деревьев  для своих потребностей.

Литература:

Морозюк С.С. биология. Учебник для средних общеобразовательных школ.  класс.- К.:Генеза, 1996.-С.65-67.

Бианки В. Лесная газета. -М.: Детгиз.1958.-С.392-474.

Горова Т. Знакомые тропы.// Юный натуралист,№1.-М.: Молодая гвардия,1984. С.11-12.

Калецкий А. Календарь природы.// Юный натуралист., №1.-М: Молодая гвардий, 1977.-С.20.

Горова Т. Королева лесов.// Юный натуралист, №1.-М.: Молодая гвардия,1981.- С.14-15.

                       План подготовки к воспитательному мероприятию.

1.     Создание «совета дела» с целью подготовки ведущих, общего сюжетного хода мероприятия («поиск нарушителей законов природы»), викторины.

2.     Создание микрогрупп, подготовка к защите новогоднего букета.

3.     Оформление сцены (панорама зимнего леса, панорама вырубки), подготовка призов для победителей викторины, конкурса защиты новогоднего букета

Ход мероприятия.

           (на сцене – панорама зимнего леса, выходят двое ведущих)

Ведущий 1. – Чародейкою Зимою                           И стоит он околдован

                        Околдован , лес стоит.                      Не мертвец и не живой, -

                         И под снежной бахромою,               Сном волшебным очарован,

                        Неподвижною, немою,                       Весь окутан, весь окован,

                        Чудной жизнью он блестит.              Легкой цепью пуховой.

 Ведущий 2. – Декабрь – студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Ведущий 1. – Земля, вода и лес – все покрыто снегом, все кругом погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Замерли травы, кусты, деревья. замерли, но не умерли.

Ведущий 2. – под мертвым покрывалом снега деревья таят могучую силу жизни – силу расти и цвести. Сосны и ели хранят в сохранности свои семена, крепко зажав их в кулачки-шишки.

Ведущий 1. – Серебро, огни и блестки – целый мир из серебра!

                       В жемчугах горят березки, черно-голые вчера.

                        Это область чьей-то грезы.

                        Это -  призраки и сны.

                        Все предметы старой прозы

                        Волшебством озарены.

                (звучит фонограмма – 1 акт оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова; выходит Морозко)

Морозко. – Не ветер бушует над бором,

                    Не с гор побежали ручьи –

                    Мороз0воевода дозором

                    Обходит владенья свои.

 

                     Глядит – хорошо ли метели

                     Лесные тропы занесли,

                      И нет ли где трещины, щели,

                      И не ли где голой земли?

                     

                      Пушисты ли сосен вершины,

                      Красив ли узор на дубах?

                      И крепко ли скованы льдины

                      В великих и малых водах?

Морозко. – Куропатки?! А ну, быстро прячьтесь от мороза в снег! А ты, кабан, можешь в сугроб ложиться. Он защитит тебя от мороза и леденящего ветра. А это что такое? Дерево?! Да еще с листьями! Если оно промерзнет насквозь, до самой сердцевины, - умрет. Вот тебе, дерево, теплая снеговая шуба! Много выдыхают тепла листья, - долой их!

Ведущий 1. – Деревья сбрасывают листья с себя, чтобы сохранить необходимое для жизни тепло.

Ведущий 2. – А кстати, сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни от промерзания.

Ведущий 1. – Есть у деревьев и защита от холода – толстый пробковый слой, не пропускающий ни воздуха, ни воды.

Ведущий 2.Есть у деревьев и вторая защита – к зиме в соках деревьев много солей и сахара. А соль и сахар не дает деревьям замерзнуть.

                 (с песней «В лесу родилась елочка» на сцену выходит «нарушитель законов природы» с топором в руках)

«Нарушитель». – Так, клен мне не нужен… Дуб тоже… Сосенка! А вот сосна мне… ничего, подходит! Елочка тоже… Срублю, домой привезу, на Новый год поставлю! (замахивается топором).

Морозко. – Ты зачем в лесу моем заповедном деревья рубишь?

«Нарушитель». – Как зачем? Затем, что Новый год скоро!

Ведущий 1. – Все так изранено в лесу,

                        Как после дней войны.

                        Здесь уцелевшей не найти

                        Ни ели, ни сосны.

 

                          Березу ножиком пырнул

                           Какой-то живоглот.

                          Мне кажется из-под коры

                           Моя слеза течет.

Ведущий 2. – Чарующий и торжественный лес зимой! Исходит от него серебряное сияние. И как ужасно выглядит в этом лесу срубленный пенек от елки!

                    (ведущие снимают панораму зимнего леса, под ней – панорама вырубки)

«Нарушитель». – А мне-то что до леса! Мне надо, чтобы у меня дома красиво было!

Морозко. – Да чего с ним много  разговаривать! Заморожу и все!!

Ведущий 1. – Подожди, Морозко! Давай лучше посоветуем ребятам, как украсить дом без елки.

                    (на сцену приглашаются представители микрогрупп для защиты зимнего букета)

Примеры защиты.

1.     В нашем букете использована только одна сосновая ветка. Ветку отрезать – это не дерево срубить. Ветка еще отрастет. В пламени свечи красиво блестят стеклянные шары, переливаются сосульки. А вот и звезда из серебряной фольги. Говорят, что если загадать желание в то время, пока падает звезда, оно обязательно сбудется. Я беру в руки звезду. Быстрее загадывайте желание (бросает). А я уже загадала? Чтобы как можно меньше в лесу было пеньков, чтобы стояли зеленые пушистые красавицы-елки.

2.     В нашей композиции нет даже елочных веток. О Новом годе здесь напоминает добрый гном, притаившийся среди камней-самоцветов – новогодних игрушек – с колокольчиком в руках. Гномик обязательно принесет в 2007 году в Ваш дом счастье. А если заскучали без елки, возьмите в руки ее шишки, поднесите к  лицу и вдохните запах леса. А еще лучше – отправьтесь-ка в лес! Полюбуйтесь зимним лесом!..

                (комиссия оценивает букеты и вручает призы победителям)

«Нарушитель». – А я не привык Новый год без елки встречать! Мне без ее запаха Новый год – не праздник вовсе!

Морозко. – А как морозный воздух пахнет, хочешь узнать? Заморожу!!!

Ведущий 1. – Да, нет! Пусть лучше вспомнит, как выхлопные газы автомобилей пахнут. Все деревья, кроме сосны и ели, сбрасывают зимой листву, а это значит…

Ведущий 2. – Значит, что только ели и сосны зимой поглощают из воздуха вредный углекислый газ и вырабатывают полезный кислород.

Ведущий 1. – кроме того, в древесине ели и сосны прячутся смоляные ходы, заполненные смолами, бальзамами, эфирными маслами. Деревья выделяют в воздух фитонциды – вещества, губительно действующие на микроорганизмы.

Ведущий 2. Донецк занимает первое место по Украине по числу больных бронхитом, астмой и другими болезнями легких. Помочь им могут только хвойные, прежде всего сосновые, леса.

«Нарушитель». – Все! Убедили! Не хочу заболеть! Больше ни одного дерева не срублю!

                                        ВИКТОРИНА

1.     С какого дня (по природному календарю) начинается зима, и чем этот день замечателен? (с 22декабря. Это самый короткий день в году).

2.     Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)

3.     Что делает зимой еж? (спит, с осени забравшись в гнездо из сухих листьев и травы)

4.     Какая птица выводит птенцов в зимнее время года, даже среди снега?

  (клест, он выкармливает птенцов еловыми и сосновыми семечками)

5.     Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят? (пользу: в щелочках коры синицы разыскивают насекомых и поедают их)

6.     Растет ли дерево зимой? (нет, замирает)

7.     Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, куропатки, рябчики)

8.     Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног? (на бегу заяц выкидывает задние более длинные лапы вперед)

9.     Вьют ли наши перелетные птицы гнезда зимой на юге? (нет)

10.  Все ли зайцы белы зимой? (нет; белеют только беляки, русаки остаются серыми)

11. Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (лес)

12. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (лед).                                              

                            

        

Категория: Мои файлы | Добавил: kariatida97 | Теги: экология
Просмотров: 1902 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1 Olena  
0
Интересная викторина. В каком классе можно проводить?

Фраза дня

    
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Образовательные ресурсы


Сайт школы № 97




Сайт учителей биологии района


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz